Использование информационных технологий в учебном процессе

Петушков Александр Владимирович,
учитель физики и информатики
Закобякинской средней школы Любимского МО

Кабинет информационных технологий имеет пять персональных компьютеров, объединённых в локальную сеть, набор учебных компакт-дисков, матричный и лазерный принтеры, сканер, выход в Интернет через модем и спутниковую антенну, то есть все условия для организации современного учебного процесса. Дополнительно из разных источников приобрели программы для изучения языка программирования Паскаль, Делфи, программа для завуча по составлению школьного расписания «Вариант», клавиатурный тренажер «Stamina», компакт-диски по физике.

В кабинете занимаются учащиеся 6-11 классов. В основном это занятия по информатике и информационным технологиям, физике (учитель Петушков А.В.), географии (учитель Смирнов А.С.).

Один раз в неделю на два урока в кабинет информационных технологий на занятия приезжают учащиеся 8-9 классов соседних основных неполных школ для приобретения навыков работы с персональным компьютером, знакомства с современными методами получения знаний.

После уроков в кабинете проходят занятия кружка по информационным  технологиям, где учащиеся совершенствуют свои умения, изучают возможности ПК, изучают возможности Интернета, готовят рефераты и творческие работы по разным предметам, играют в компьютерные игры.

Наличие существующего программного обеспечения по физике позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы. Дополнительно к имеющемуся набору компакт-дисков по физике (их два: «Открытая физика», «От плуга до лазера» + «Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий») приобретены ещё четыре:

«Курс физики 21 века» – программа для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам;

Задачник по физике для старшеклассников;

Молекулярная физика – курс лекций с разбором задач;

Уроки физики Кирилла и Мефодия – начала физики

Занятия строятся различным образом.

Это может быть работа по определенному заданию – найти нужную информацию о явлении, законе, изучить явление, закон при разных заданных условиях, ответить на конкретно поставленные вопросы, сделать выводы из ответов, а, может быть, просто изучить явление, закон, устройство прибора без конкретного задания и быть готовым ответить на любой вопрос по теме.

Задание последнего типа получили у меня учащиеся 11 класса при изучении темы «Лазер». Используя компакт-диски «Открытая физика» и «От плуга до лазера», узнать все о лазере. Результат получился вполне приемлемым. Ребята вполне самостоятельно узнали все, что я впоследствии их спросил.

Используя компакт-диск «Открытая физика», провожу лабораторные работы, например, по изучению электрических цепей, измерению напряжения, силы тока, сопротивления в восьмом и в одиннадцатом классе. Можно возразить, что с «живыми» приборами (амперметрами, вольтметрами) работать лучше, но существующие в школе приборы уже морально и физически устарели и могут показывать, мягко говоря, не совсем точные результаты. В конце концов, на производстве и в науке давно применяются цифровые приборы.

Используя Интернет, скачал для разных классов наборы тестов, которые можно распечатать, а  некоторые можно запустить в виде программы с выставлением оценки.

Учитель географии Смирнов А.С. кроме работы с компакт-дисками по географии 6 и 7 кл., использует игровые программы с географическими картами, викторины. Применяя программу Microsoft PowerPoint, составил набор тематических тестов по всему курсу географии.

В первый год использования персонального компьютера в учебном процессе возникало большое желание «руководить» изучением нового материала. В связи с этим консультировался со специалистами о возможности «трансляции» программы с компакт-диска на остальные компьютеры, мечтал о проекторе. Время показало, что учащиеся, работая самостоятельно, получают результаты несколько не худшие, чем при объяснении материала учителем. Правда, не все компакт-диски копируются, поэтому количество их должно быть больше – по числу компьютеров.

В среднем наполняемость классов у нас в школе – 15 человек, компьютеров всего 5. Для организации более плодотворной работы их нужно больше. Проектор все-таки нужен: он незаменим для проведения лекций с использованием презентаций, демонстрации приемов работы с программой и т.д. Нужно также готовить учителей-предметников для работы с ПК по учебным программам. Возможности компьютерной техники для учебного процесса очень большие.